Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Интервью заместителя председателя правительства Подмосковья Г. Елянюшкина

Пожалуй, именно со строительной сферой связана большая часть громких заявлений, которые сделал действующий губернатор Московской области Андрей Воробьёв в течение первого года своего руководства регионом. Ограничение этажности, увеличение темпов жилищного строительства, снос незаконных построек... Недавнее прошлое отрасли и ее ближайшие перспективы корреспондент Интерфакса обсудил с заместителем председателя правительства Подмосковья Германом Елянюшкиным.

– В начале октября в Московской области начался массовый снос так называемых высоток на шести сотках. Сколько объектов предстоит снести?

– Скажу сразу: количество сносимых построек неадекватно остроте существующей проблемы. На сегодняшний день незаконно возведёнными сооружениями признано 400 объектов, в отношении 128 из них уже имеются решения суда. Однако если подмосковные жители внимательно посмотрят вокруг, то, вероятно, смогут увидеть строения, пока не охваченные нашим вниманием.

Более того, при сносе уже выявленных нами нелегитимно возведённых объектов мы натыкаемся на сложности юридического характера. Дело в том, что суды, как правило, принимают решение о том, что постройка должна быть снесена за счёт средств собственника. Я полагаю, делается это исключительно из благих побуждений, чтобы не нагружать дополнительно бюджет. Но на практике это не работает: собственники решение суда не реализуют. В то же время снос таких объектов за счёт бюджетных средств не предусмотрен. В связи с этим мы вышли с инициативой о назначении нового заказчика таких работ  муниципальных администраций, чьи затраты на снос незаконных объектов будут впоследствии компенсированы за счёт финансов собственников. Если наше предложение будет поддержано, мы сможем увеличить темпы этой деятельности. В данный момент в Московской области в неделю сносится всего два-три объекта. Этого, конечно, недостаточно.

 Каковы причины появления столь большого количества пресловутых "высоток на шести сотках"?

 Это одно из злокачественных последствий федеральной политики открытости. В своё время возник вопрос: зачем государству контролировать сферу индивидуального жилищного строительства? Ведь безо всякого надзора последнюю тысячу лет на русской земле люди строили избушки.

Увы, такая позиция привела к тому, что ряд граждан начали строить на своих участках многоквартирные дома. При этом надзорные органы могут поймать за руку таких недобросовестных собственников только тогда, когда все признаки нарушения станут очевидными. Грубо говоря, три этажа человек построил, его соседи от этого в шоке, мы идем в суд  "всего" три-четыре года и начинается снос этого дома.

 И какой выход из сложившейся ситуации: пересмотреть законодательство и установить контроль над данной сферой?

 В этом нет смысла: во-первых, наших сил не хватит на то, чтобы проверить всю индивидуальную жилищную застройку; во-вторых, большая её часть возведена на легальных основаниях.

Думаю, в результате наших действий по выявлению и сносу незаконных построек такое явление, как "высотки на шести сотках" само собой уйдёт в небытие. Да, мы пока пытаемся на компромиссных условиях решить вопрос с уже возведёнными многоквартирными домами на землях ИЖС. Потому что понимаем: это наследие 1990-х годов, когда только происходило становление рынка. Но сейчас условия кардинально изменились, так что в случае выявления новых объектов такого рода ни областная, ни муниципальная власть не пойдет на уступки.

Не нужно усиливать регулирование в строительной отрасли, необходимо добиться неотвратимости наказания.

 В каких муниципальных образованиях выявлено больше всего незаконных построек?

 Чем ближе муниципалитет к Москве, тем выше он в любом рейтинге  и в хорошем, и в плохом. В Балашихе, Красногорске, Ленинском районе больше всего таких нелегитимно возведённых объектов. Это объяснимо: здесь есть спрос на любые варианты устройства. А в том же Талдоме или Луховицах временами сложно продать даже квартиру, построенную абсолютно законным путём.

 Расскажите о самых распространённых нарушениях в строительной отрасли Московской области.

 Можно назвать полный спектр: начиная с выхода на строительство без разрешительной или проектной документации и заканчивая использованием труда нелегальных мигрантов. Кроме того, застройщики всячески стремятся удешевить свою деятельность, нередко это переходит грань разумного. Поэтому Главгосстройнадзор Московской области внимательно подходит к инструментальному контролю. В результате ежемесячно со строительных компаний взыскивается порядка 20 миллионов рублей.

Резюмируя, можно сказать, что нарушения в строительной отрасли региона выявляются, так же как и во всем мире. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал.

 Губернатор Московской области Андрей Воробьёв дал целый ряд поручений по усилению контроля над порядком на строительных площадках региона. Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на объектах такого рода?

 Буду откровенен: в Московской области немало "строек" по-прежнему находится в неудовлетворительном состоянии, но при этом стали появляться площадки, которые приятно посетить – даже в дождливую погоду там не испачкаешь обувь.

Более того, наконец-то стали носить цивилизованный характер бытовые городки, которые ранее рассматривались обществом как этакие гетто для гастарбайтеров. В современных бытовых городках уже никто не живёт, там располагаются столовая и уголок отдыха. Некоторые строительные компании даже организовывают небольшие библиотеки. Об этом я рассказываю с гордостью, потому что подход к условиям труда рабочих и порядку на площадке, как правило, напрямую связан с качеством строительства.

 Уже несколько раз была вскользь затронута тема использования труда иностранных рабочих. Известна достаточно жесткая позиция губернатора региона в отношении этой проблемы. Отсюда возникает вопрос: достаточно ли местных специалистов для замены на подмосковных стройках мигрантов?

 Вполне. Ведь в своё время отечественные рабочие были вытеснены с рынка труда иностранцами во многом из-за непритязательности последних. Кто еще согласился бы жить в практически нечеловеческих условиях, которые и сейчас ещё можно наблюдать на некоторых стройплощадках... Эта проблема, кстати, имеет и этическую подоплёку: по каким-то причинам ряд руководителей строительных компаний относятся к своим рабочим, как, извините, к скоту. Если эта система взаимоотношений изменится, на стройки вернутся россияне. Причём речь идёт о жителях не только Московской области, но и других субъектов РФ. Их привлечёт достаточно высокая заработная плата. В перспективе такое замещение может привести к удешевлению строительных процессов, за счёт более высокой квалификации местных рабочих.

 Вы регулярно посещаете строительные объекты. Как оцениваете текущую ситуацию с применением иностранной рабочей силы?

 На этот вопрос ответить непросто. При посещении строительных площадок у меня создаётся впечатление, что на текущий момент подмосковные компании массово отказались от труда мигрантов. При таком количестве рейдов, которые мы совершаем, сложно пускать пыль в глаза. С другой стороны, в частном порядке, просто проезжая мимо каких-либо "строек", я периодически наблюдаю работающих там мигрантов.

Поэтому мы с руководителем Главного управления госстройнадзора Московской области Валентином Николаевым договорились, что в случае, если я при запланированном объезде или случайным образом обнаружу на площадке нелегальных мигрантов, руководитель территориального отдела этого ведомства будет наказан.

Кроме того, Главгосстройнадзор региона вышел с инициативой о внедрении системы видеомониторинга ситуации на подмосковных "стройках". Для этого с каждой компанией будет заключено соглашение об установке на объекте камер, с помощью которых сотрудник Главгосстройнадзора сможет в реальном режиме наблюдать за порядком. Также планируется разработать нормативно-правовую документацию, где будет оговорена возможность штрафовать застройщика на основе данных видеокамер. Представьте, заметил специалист, что выехала машина с площадки, минуя моечный пост, и сразу составил протокол. Неотвратимость наказания хорошо дисциплинирует.

– Когда система видеомониторинга заработает?

 Соглашения должны вступить в силу до 15 января. Полагаю, начиная с этой даты видеокамеры будут установлены на всех строительных объектах.

 Смогут ли подмосковные жители получить доступ к таким видеозаписям?

 Для начала нужно убедиться в том, что нет ограничений на размещение подобных материалов в открытом доступе. Если мы не нарушим ничьи права, то почему бы и нет? Это ведь вопрос открытости и бизнеса, и власти. Кстати в этом же русле нужно рассматривать и поручение губернатора о сооружении вокруг стройплощадок светопрозрачных заборов.

 Объём строительства в Московской области, как известно, велик. Производство строительных материалов на территории региона развивается столь же стремительно?

 Действительно, в Подмосковье сосредоточено около 13% от общего объёма строительства по стране. Если сюда прибавить ещё и столичную долю, получится одна пятая общероссийского строительства. В идеале, эти объёмы должны обеспечиваться материалами местного производства.

Когда я бываю на стройплощадках, всегда обращаю внимание на бирки, которыми маркируются мешки и палеты. И могу без лукавства сказать, что достаточно часто используются именно подмосковные материалы. Конечно, тут мы должны быть перфекционистами и стремиться к тому, чтобы обеспечить ресурсами "стройки" не только Московского региона, но и соседних субъектов. Производство строительных материалов – двигатель экономики, поэтому мы стараемся отслеживать заинтересованных инвесторов и в меру сил помогать им.

 Производство каких строительных материалов налажено в Подмосковье?

– У нас имеются производства как первичных строительных материалов (например, песка и щебня), так и сложного внутридомового оборудования. Так, в Серпухове открылся новый завод по выпуску лифтов. Самое интересное, что он сразу получил множество заказов.

 Какие механизмы используются подмосковными властями для поддержки таких инвесторов?

 Снижение налогового бремени и ускорение прохождения документации. Конкретный объём помощи зависит от суммы вкладываемых средств и важности планируемого производства для экономики Московской области. Есть инвесторы, с которыми мы работаем даже не в режиме "зелёного света", а в условиях "бессветофорного движения". Не они обивают пороги инстанций, а министерство инвестиций и инноваций региона думает, как ускорить прохождение необходимой им документации. Более того, у нас для таких компаний разработано правило: если какое-либо ведомство в установленные сроки не согласовало документ, он считается автоматически согласованным.

 Расскажите о судьбе новой редакции региональных нормативов градостроительного проектирования. Когда они вступят в силу?

– Планируется, что в декабре кабинет министров Московской области рассмотрит этот документ, а в силу он вступит с января 2014-го. И любой неравнодушный гражданин сможет найти в этом документе тип своего населённого пункта, чтобы посмотреть, какие объекты на его территории разрешено будет строить.

 Какое ключевое отличие данной редакции нормативов от аналогичных документов прошлых лет?

 Снижение максимальной этажности до девяти этажей. При этом я хочу подчеркнуть, что данным положением мы не закрываем дорогу для высотного домостроения. Такие проекты будут обсуждаться правительством в индивидуальном порядке. Необходимо понимать, что Московская область –достаточно децентрализованный субъект, в границах которого расположено множество населённых пунктов, поэтому любое многоэтажное строительство должно быть обоснованным. Только в этом случае могут разрешаться какие-либо отклонения от нормы.

 Но ведь это положение будет распространяться только на те объекты, строительство которых начнётся после января 2014 года. А как быть с "многоэтажками", возводящимися в данный момент?

 Безусловно, кто-то хочет, чтобы мы взмахнули шашкой и "подравняли" все дома под девять этажей. Но ведь и на 20-х этажах в строящихся "высотках" уже куплены все квартиры. Как быть с людьми, которые решились приобрести это жилье? Сделать из них обманутых дольщиков?

Кроме того, власть не может себе позволить с лёгкостью рушить бизнес застройщиков, работающих на территории Подмосковья. Все они – наши налогоплательщики.

По этим причинам мы продолжаем взвешенно подходить к вопросу снижения этажности и отказу от строительства тех или иных объектов. В результате чего, даже в условиях смены градостроительной политики, в Московской области не произошла череда банкротств строительных компаний. Мы дали игрокам рынка возможность адаптироваться, а негатив, исходящий от населения, взяли на себя.

– Прописано ли в региональных нормативах градостроительного проектирования требование обязательной постройки объектов социальной инфраструктуры при возведении жилых массивов?

 Конечно, в документе чётко обозначено, сколько мест в детских садах, школах, поликлиниках необходимо в расчёте на тысячу человек. Так что хочет застройщик или не хочет, он будет обязан позаботиться о том, чтобы жители продаваемых квартир не нуждались ни в образовательных заведениях, ни в медицинских учреждениях, ни в парковочных местах, ни в скверах.

 Тем не менее нашумевший федеральный закон № 131 возлагает обязанность по созданию социальной инфраструктуры на администрации муниципальных образований...

 Совершенно верно. Но никто и не будет заставлять застройщика комплексно осваивать территорию, он может просто подождать, пока власти муниципалитета или субъекта изыщут средства для возведения детского сада или поликлиники. Строительство жилья начнётся только после этого.

Известно, что нагрузка на консолидированный бюджет Московской области из-за реализации программ по созданию социальной инфраструктуры велика. Так, если в прошлом году было введено в эксплуатацию 44 детских сада, то в этом мы собираемся открыть порядка 100 дошкольных учреждений. Планы на 2014 год еще глобальнее: 143 детских сада. На подходе – решение вопросов строительства школ, поликлиник. Это застройщики должны осознавать.

 Кстати, со всеми ли застройщиками удалось найти взаимопонимание в связи со сменой региональной градостроительной политики?

 Поначалу нет. Мы даже становились участниками судебных разбирательств. Однако сейчас большинство застройщиков согласилось с новыми правилами игры. Более того, они стали конкурировать: у кого проект более экологичный или же лучше обеспечен социальной инфраструктурой. К руководству строительных компаний пришло понимание, что запросы подмосковных жителей по отношению к жилью возросли.

 Известно, что в муниципальных образованиях, расположенных вблизи Москвы, строительство идёт активнее, чем на периферии. Возможно ли, что этот контраст только усилится, когда в регионе начнет реализовываться поручение А. Воробьёва об увеличении темпов жилищного строительства до 10 млн кв. метров в год?

 Перед нами губернатором поставлена задача: не просто увеличить темпы строительства жилья, но и обеспечить его рабочими местами. Речь, например, идёт о строительстве логистических центров. В России эта сфера практически не освоена: если у нас на 1 кв. метр торговых площадей приходится примерно столько же площадей логистических, то в Европе  примерно в три раза больше.

Проект ЦКАДа, реализация которого уже не за горами, вообще, магнит для инвесторов. Эта дорога станет новым золотым кольцом Центрального федерального округа. Сейчас нам даже трудно просчитать экономический эффект, который принесёт строительство магистрали и размещение вдоль нее новых производств.

 

Источник - Сайт Правительства МО

12 Ноября 2013