Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Воробьеву лично

В самом начале своей деятельности на посту исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев завел для общения с жителями электронный почтовый ящик. Сначала туда приходило по пять писем в день, потом по 50. Сейчас приходит по 200. Ежедневно, а точнее с 23.30 до двух ночи глава региона читает то, что ему пишут люди. На Деловом завтраке в "РГ" Воробьев рассказал, какие проблемы больше всего волнуют жителей Подмосковья.

Андрей Юрьевич, позвольте, я угадаю: на первом месте наверняка ЖКХ?

Андрей Воробьев: Точно! ЖКХ касаются примерно треть всех обращений. На самом деле жалобы носят сезонный характер. Осенью и весной действительно доминирует жилищно-коммунальное хозяйство: вывоз мусора, состояние дворов, текущие крыши, недостаточно чистая холодная вода и недостаточно теплая - горячая. А сейчас лидерство держат дороги. Люди пишут, что в последние годы дороги в области вообще не ремонтировались. Просто не было дорожного фонда, ресурсов денежных. Я запросил справку: за 4 года в Подмосковье отремонтировано всего 250 километров дорог. Но в этом году мы изменили бюджет, бросили на ремонт региональных и межмуниципальных дорог 5,7 миллиарда рублей, в результате впервые за долгое время приблизимся к нормативу и отремонтируем 1353 километра.

То есть с этого года ситуация кардинально изменится?

Андрей Воробьев: 1353 километра - лишь малая капля того, что нуждается в ремонте. Но если мы хотя бы в ближайшие четыре года будем по столько ремонтировать, результат вы заметите точно.То есть с этого года ситуация кардинально изменится?

А по какому принципу выбираются муниципалитеты, на которые "упадет" эта малая капля?

Андрей Воробьев: Стараемся закрыть самые проблемные участки во всех понемногу. Особенно сложная ситуация в неохваченных пока военных городках, которые находятся в ведении минобороны.

С одной стороны, закон не позволяет нам вкладывать деньги в ремонт чужого имущества, а с другой - в военных городках живут не чужие люди, это жители нашей Московской области, которые вынуждены каждый день по разбитым дорогам возить детей в школы. И на каждой встрече они нам говорят: имейте совесть, положите нормальный асфальт, а потом разбирайтесь с военными, чьи это дороги!

Таких людей в Подмосковье много?

Андрей Воробьев: Всего на территории области находится 547 военных городков, из них 102 имеют жилой фонд и 220 тысяч жителей. На сегодняшний день военное ведомство уже передало нам 24 городка, еще 69 планируются к передаче в рамках существующего между Подмосковьем и минобороны соглашения. Как только городки переходят под наше крыло, мы начинаем ремонтировать в них дороги.

<...>

Полтора миллиона жителей Подмосковья ездят на работу в Москву. И что бы областные власти ни делали, цифра не меняется уже несколько лет...

Андрей Воробьев: Наверное, сейчас, за две недели до выборов, многие ждут от меня слов: "Мы сделаем все!". Но мы с моей командой условились и говорить, и работать честно. Мы действительно делаем все, чтобы в Подмосковье появлялись рабочие места. Выделяем земли, привлекаем инвесторов, готовы перед ними "барыню" танцевать и хороводы водить. Но правда заключается в том, что рядом - Москва. И человек выбирает: получать, например, 59 тысяч в школе на Ленинском проспекте, преподавая химию, или же 45 за ту же химию в Лобне. Москва - один из самых обеспеченных городов мира, у нее серьезные возможности. И если из Лобни люди готовы ездить на работу в Москву, тратя на дорогу по 6 часов в день, это не хорошо и не плохо. Это жизнь.Полтора миллиона жителей Подмосковья ездят на работу в Москву. И что бы областные власти ни делали, цифра не меняется уже несколько лет...

То есть ситуация с тем, как развивается Подмосковье, вас устраивает?

Андрей Воробьев: Хороший вопрос - про развитие. Я просто мечтаю о тех временах, когда своей работой мы добьемся того, что будем думать только о развитии. А не так, как сейчас: о рынках, мигрантах, свалках, нечищенных дорогах, некошенном борщевике, долгах за газ... На самом деле, Подмосковье развивается стремительно. В 2014 году начнем строить ЦКАД. Я попросил специалистов подсчитать, что такое ЦКАД с точки зрения экономики. Ведь вокруг этой транспортной артерии появятся логистические комплексы, офисные и торговые центры. Это минимум 200 тысяч рабочих мест. И, по меньшей мере, удвоение валового регионального продукта к 2019 году.

С инвесторами тоже ведем активную работу. В области 117 площадок подготовлены к освоению, их список опубликован на сайте правительства. Когда формировали список, нам говорили: не пойдет к вам никто, вот в других регионах землю инвесторам бесплатно дают, коммуникации... Со всеми приводимыми в пример регионами мы связались, ничего бесплатного не нашли. А у себя бонус придумали. Первому инвестору, заходящему в каждую новую промышленную зону, землю мы будем давать либо вообще бесплатно, либо за символическую плату. Причем, я лично готов договариваться с собственниками земли.

Уже дали кому-то?
Андрей Воробьев: И наши, и зарубежные инвесторы интересуются. У нас на зарубежных коллег вообще большие планы. Мне бы хотелось еще лучших архитекторов Европы к сотрудничеству привлечь, чтобы помогли изменить облик подмосковных городов.

Зачем? Думаете, в архитектурно обновленный Зарайск, который находится за 101-м километром, инвесторы лучше пойдут?

Андрей Воробьев: Дело не в расстоянии. Ступино тоже не ближний свет, а его уже давно облюбовали итальянцы. Мы хотим придать городам новый облик, бренд "Подмосковье" должен начинаться с современного внешнего вида. Во всех, даже самых крошечных городах успешных стран обязательно есть пешеходная улица, парк, симпатичные вывески. У нас пока преобладает эклектика. Создадим с иностранцами общественный совет, который бы задавал тон обновлению наших городов.

Андрей Юрьевич, а ведь один совет - градостроительный - в Подмосковье вы уже создали. Он должен был утверждать генеральные планы развития муниципалитетов. Пять открытых заседаний Градсовета прошли в Мытищах, Балашихе, Красногорске, Химках и Солнечногорске. Ни один генплан принят не был. Почему?

Андрей Воробьев: Потому что стройка - это пока чаще проблемы, чем достижения. Строят все, причем, что хотят и как хотят. И это мешает комфортной жизни людей. Жителям комфортно, когда их дом утопает в зелени, рядом - парковка, детский сад, поликлиника, магазин. А у нас что? Стоят 25-этажные каменные мешки - ни одного зеленого пятна в округе. Не утверждаем генпланы, потому что требуем парковки: сегодня на каждую подмосковную семью по статистике приходится одна машина, а через 10 лет уже по две будет. Требуем всю остальную инфраструктуру. С совершенно холодной головой хотим сделать так, чтобы дома выше 9 этажей в области больше не строились. Во всем мире на территориях возле мегаполисов реализуется именно такая градостроительная политика.

И какова реакция общественности на новые требования?

Андрей Воробьев: Пока это часто вызывает протест. Даже у населения. Приезжаю в Щелковский район, жители меня окружили, просят помочь убрать машины с газонов. Спрашиваю: "А чьи машины, кто в доме живет?". - "Мы, - говорят, - живем, ты машины-то убери!". Причем, и парковка там есть, только за пользование ею платить надо. К сожалению, культуры приобретения парковочного места для своего автомобиля у нас пока нет, люди предпочитают заставить автомобилями газоны, а потом жаловаться на то, что дышать во дворе нечем...

А уж как на меня сейчас девелоперы смотрят! Раньше они на 25-этажной башне зарабатывали, условно говоря, тысячу долларов с квадратного метра, а теперь им говорят: все, ребята, до свидания, этажность снижается, и нужно еще соцобъекты строить... Я уже слышал в свой адрес: "Вот же пришел самодур, дались ему эти 9 этажей!".

Но в области - больше двух миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья. Если везде строить только 9-этажки, вы его никогда не расселите.

Андрей Воробьев: Тут развилка, конечно. Поэтому будем строителям предлагать: хотите выше - давайте часть квартир под расселение ветхого фонда. Но в любом случае речь теперь может идти максимум о 17 этажах, и только в городах; в поселках таких высоток не будет.

А вы как-то законодательно все эти условия оформите? Или только на уровне договоренностей?

Андрей Воробьев: Это будут официально утвержденные региональные нормы градостроительного проектирования.

В единый день голосования 8 сентября в Подмосковье состоятся почти две сотни выборов. Помимо губернатора, жители будут избирать 91 главу и 96 Советов депутатов. Вот недавно читаю про одно из поселений: глава с предвыборной дистанции снят, его основной конкурент тоже не прошел каких-то там требований, на финишной прямой остались кандидаты чуть ли не с 9 классами образования. Скажите, насколько сегодня управляемо, контролируемо или хотя бы анализируемо движение на уровне тех людей, которые на местах формируют качество нашей власти?

Андрей Воробьев: По логике вещей главной опорой людей должна быть именно муниципальная власть. Она день и ночь находится рядом, она должна уметь быстро решать все проблемы. В Европе останови человека на улице, он тебе фамилию губернатора может и не назвать, но главу муниципалитета или кондоминимума во всех красках распишет. И чаще всего в положительных, иначе на ближайших выборах в этом муниципалитете победит кто-то другой! У нас это тоже понимают, но есть и проблема - в области много поселений, которые элементарно прокормить себя не могут, не говоря уж о каком-то развитии. По 131-му закону территорию нарезали, а производствами и налоговой базой поселения не обеспечили: у некоторых в наличии одни органы местного самоуправления да оставшаяся в наследство от СССР котельная, на содержание которой уходит полбюджета.

Я вас уверяю, не только Подмосковье этим болеет. Корректировка закона о местном самоуправлении, приведение его в рабочее состояние интересует и другие регионы страны.Ну и профессионализм местных руководителей роль, конечно, играет. В Подмосковье есть очень успешные муниципалитеты - городской округ Домодедово, например. Ежегодно 30% экономического роста, невзирая ни на какие кризисы. А есть муниципалитеты, где глава города кивает на главу района и наоборот, а в итоге никто ничего не делает. Недавно были в Солнечногорске. 800 жителей сидят в зале и возмущаются: этого в городе нет, то не работает. Встает глава города: "У меня полномочия на решение этих вопросов глава района забрал". Даем слово району: "Да, забрал, но у меня на это денег нет". Также было и в Можайске, и в Кашире. А жители ко мне обращаются: снимите обоих, поставьте во главе района одного человека, но чтобы он отвечал за все.

Ну, вы уже предложили жителям Каширы провести референдум по вопросу объединения района и городского поселения в одно муниципальное образование. Подмосковье ожидает административная реформа?

Андрей Воробьев: Да, мы будем реформировать структуру муниципальной власти в тех городах, где на этом настаивают люди. По результатам референдумов, разумеется. В области не должно быть территорий, которыми управляют по принципу - "это не мои полномочия и денег у меня ни на что нет".

Как продвигается программа по строительству детских садов? Вы поставили планку - строить не менее 85 детских садов ежегодно. В этом году область ее возьмет?

Андрей Воробьев: А вы сомневаетесь? 85 садиков мы построим в этом году, еще 170 - за два последующих года. У нас только в 2013-м стоимость программы строительства детсадов составляет 20 миллиардов рублей. Федеральный бюджет выделил субсидию в размере 1,7 миллиарда, все остальное - это область и муниципалитеты. Свыше 50 детсадов строят в виде соцобременений инвесторы, возводящие коммерческое жилье. Итого почти 140 новых дошкольных учреждений за год. Вот в августе у нас было намечено к открытию 26 детсадов. А я попросил строителей постараться открыть 31, чтобы по одному в день.

<...>

Андрей Юрьевич, напоследок не самый проблемный вопрос, но вот просто интересно. Некая коммерческая структура буквально на днях заявила, что с 2015 года в Подмосковье начнет работать вертолетное такси. Называются даже конкретные маршруты - с берега канала имени Москвы в районе Химок до всех аэропортов. Так действительно будет?

Андрей Воробьев: Вертолетное сообщение в Подмосковье уже есть. Над Красногорском и Химками есть трасса, там чуть ли не каждые 10 минут летают. И жители мне уже пишут: поменяйте глиссаду, нам шум мешает. А я понимаю, что вертолетов со временем будет только больше, тот же ЦКАД предполагает строительство вертолетных площадок. Это динамика современной жизни. Я сам по области на вертолете летаю, иначе не буду никуда успевать. Развитие вертолетного сообщения мы не остановим, надо просто добиться того, чтобы оно не мешало людям.

Источник - Российская Газета

22 Августа 2013