Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

К совершеннолетию Федеративного союза инвентаризаторов России

2 июня 2013 года исполняется 18 лет с даты подписания Учредительного Договора и Устава некоммерческой организации "Федеративный союз инвентаризаторов России".

Учредительный договор был подписан шестью организациями технической инвентаризации ("БТИ") России, в т.ч. Республиканское Управление технической инвентаризации Минстроя (Госстроя) РФ, Московское горБТИ, БТИ гор. Барнаула, Ярославское облБТИ, Ростовское горБТИ, Ульяновское горБТИ, БТИ гор. Красноярска.

Учредители ставили перед создаваемым союзом три основные цели:

1. Представительство общих интересов в высших органов государственной власти ("пропуск в коридоры власти");

2. Концентрация финансовых ресурсов для разработки нормативных документов по ТИ ("общий кошелек").

3. Запасной дублер РУТИ ("зонтик" для БТИ), на случай приватизации или национализации Управления.

Согласно первой редакции Устава, зарегистрированного 23.06.95 г., членами ФСИ могли быть юридические лица, одной из уставных задачдеятельности которых являлось исполнение работ по определению наличия, местоположения, состава, технического состояния, стоимости и принадлежности строений и сооружений.

Обязательность уплаты членских взносов не предусматривалась, но члены ФСИ были обязаны оплачивать информацию и информационно-консультационные услуги, полученные от ФСИ.

Как видим, в Устав ФСИ с самого начала его деятельности были заложены возможности для членства в ФСИ организаций различного профиля, в т.ч. эксплуатационных и строительных организаций, аэрогеодезических предприятий, организаций выполняющих работы в области экономической статистики, юридических организаций действующих в области гражданского права и права собственности. Следует отметить. что законодательство РФ, вплоть до февраля 2013 г., не предусматривало членство физлиц в союзах и ассоциациях.

Период становления Союза инвентаризаторов (1995-1998 гг.) был достаточно сложным в финансовом плане и неоднозначным в организационном плане. Доходы ФСИ и направления деятельности до 1999 г. носили случайный характер, а Правление ФСИ ориентировалось на указания Госстроя РФ.

В частности, из-за нерасторопности и нерешительности Правления ФСИ, было утрачено право субаренды основных помещений в здании в самом центре Москвы, на ул. Маросейке 7/8 (право было молчаливо уступлено Госстрою РФ, вернее созданному им "Российскому Государственному центру инвентаризации и учета объектов недвижимости", РГЦИУОН).

Вот визитная карточка ФСИ по состоянию на конец 20 века (1999г.).

Число членов ФСИ и число работающих в организациях являющихся членами ФСИ составляло ( на конец года):

в 1995 г. - 15 членов (3120 чел. работающих),

в 1996 г. - 68 членов (5124 чел. работающих,

в 1997 г. - 101 член ( 9753 чел. работающих),

в 1998 г. - 124 члена (11302 чел. работающих),

в 1999 г. - 142 члена (13240 чел. работающих).

По состоянию на 2000 год в состав ФСИ входили ведущие БТИ из 54 регионов России. Численность работающих в БТИ - членах ФСИ - превысила 13 тысяч человек (более 40% от численности работающих во всех БТИ России на то время).

До начала добровольно-принудительного затягивания муниципальных БТИ в состав вновь созданной (1999 год) вышеупомянутой федеральной организации технической инвентаризации (РГЦИУОН), подведомственной Госстрою РФ, численность самостоятельных БТИ РФ с правами юридического лица составляла около 500, а так как Госстрой РФ (как и нынешнее Минэкономразвития РФ) самоустранился от методологического руководства деятельностью БТИ РФ, то ФСИ по сути дела выполнял роль общественного методологического центра, взамен неофициально преобразованного РУТИ. С этой целью ФСИ имел договоры на информационно-консультационные услуги практически со всеми БТИ РФ и поддерживал постоянную связь с БТИ Белоруссии и Украины. Методологическая и консультационная деятельность ФСИ вполне соответствовала целям поставленным учредителями и кратко сформулированной как "Зонтик". Следует отметить, что эта роль вполне успешно исполнялась и исполняется ФСИ и поныне, что указывает на умение учредителей и членов ФСИ предугадывать ход событий.

Естественно, что в целях выполнения уставных видов деятельности, ФСИ старался установить контакты по вопросам деятельности БТИ с Госстроем РФ, Госкомстатом РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Роскартографией, Роскомземом РФ, Минюстом РФ, а также с некоммерческими и общественными организациями (Торговая Палата РФ, ГИС-Ассоциация, Российская гильдия риэлторов, Российское общество оценщиков, Центральным Российским домом знаний, Обществом "Знание").

Это не всегда удавалось в полной мере, так как главное действующее гослицо -Госстрой РФ- хотел видеть в Союзе не представителя БТИ и партнера по пересекающимся секторам деятельности, а один из своих закамуфлированных инструментов по управлению в сфере своего ведения, а точнее неведения, т.к. специалисты ведомства понятия не имели о деятельности БТИ, но видели результаты их деятельности ("Архивы БТИ") и были твердо уверены что это их собственность, почти что личная, которую можно приватизировать.

Можно отметить и то, что руководители многих региональных и муниципальных БТИ охотно играли роль этого инструмента и не упускали случая подчеркнуть свою принадлежность "Центру", а не какому-то там местному ведомству2.

Именно по этой причине, всякого рода дешевые приемы в виде "уполномочения" или "аккредитации" при Центре, будь то Госстрой РФ или МЭР РФ с его Росреестром, успешно продвигаются и используются в коммерческой деятельности.

Таким же дешевым приемом является и проводимая "сроизация" коммерческих структур, создающая видимость участия СРО в решении профессиональных задач, хотя прямое диктаторское регулирование саморегулируемых со стороны ведомств очевидно. Нет сомнений, что создание СРО административно независимых от государства, которые будут заниматься своим делом (разработка стандартов деятельности), еще впереди.

Для решения уставных задач по подготовке и повышению квалификации кадров ФСИ сотрудничал с Московским государственным строительным университетом (МГСУ, бывш. МИСИ), Центральным институтом повышения квалификации кадров строительного комплекса Госстроя РФ (ЦИПКСС), Институтом повышения квалификации государственных служащих.

Для решения уставных задач по разработке методологических документов и профессиональных стандартов, ФСИ привлекал ведущие специализированные организации, ведущих специалистов исследовательских и учебных институтов, министерств и ведомств России.

ФСИ поддерживал контакты с аналогичными организациями Германии и Великобритании, а также имел контакты с аналогичными по профилю деятельности организациями Испании, США и Нидерландов.

В 2000 году к наименованию "Федеративный союз инвентаризаторов", по согласованию в установленном порядке, было добавлено слово "России", и союз стал Российским.

В 2000 году в Общероссийский справочник должностей рабочих и служащих, по постановлению Минтруда РФ, проект которого был подготовлен Правлением ФСИ, были включены ведущие профессии БТИ "техник-инвентаризатор", "инженер-инвентаризатор" и "ведущий специалист (бригадир)".

В 2001 году в сотрудничестве с специалистами Минтруда РФ были разработаны и утверждены (по согласованию с профильным ЦК Профсоюза) Типовые Нормы времени и расценки на работы по технической инвентаризации и регистрации строений.

С целью проведения курсов повышения квалификации работников БТИ, в 2000 году был создан филиал ФСИ в гор. Геленджик Краснодарского края. Краснодарский край был выбран не случайно, так как в период до 2004 года в крае была самая многочисленная в России региональная организация БТИ, с численностью работающих около 3 тыс. чел., (порядка 10% численности всех БТИ РФ), а с учетом соседней Ростовской области, где численность работающих в БТИ превышала 2 тыс. чел, этот регион был близок "к центру тяжести" БТИ РФ3.

Были разработаны, для утверждения предприятиями в качестве своих стандартов, рекомендательные правила инвентаризации объектов отдельных секторов экономики (промышленные объекты, автодороги, региональные водные объекты), соответствующие укрупненные показатели восстановительной стоимости, нормы времени на инвентаризацию промышленных объектов, а также объектов гражданского назначения, возведенных по современным технологиям с применением современных материалов. Отдельные рекомендательные правила, откорректированные по местным условиям, были утверждены в качестве стандартов предприятий лишь некоторыми БТИ РФ (Саратовское, Новочеркасское, Хабаровское, Волгоградское центрального района и др.), но не стали профессиональными стандартами (какими, кстати, должны бы быть по законодательству РФ стандарты СРО).

Для решения уставных задач по представительству общих интересов своих членов, ФСИ обращался непосредственно к Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Федеральное собрание Российской Федерации, в иные федеральные и региональные органы государственной власти.

В октябре 2003 году, по инициативе Госстроя РФ и ряда членов ФСИ, прошел внеочередной 8-й съезд ФСИ ("переломный"), который привел к резкому изменению Устава ФСИ и превратил Союз в молчаливый придаток исчезающего ведомства (Госстрой РФ был ликвидирован в 2004 г. в результате подковерной борьбы ведомств за бюджетную кормушку, за сферы влияния и за контроль информации ("Архивы БТИ") о строениях и сооружениях).

Последующий почти десятилетний период (конец 2003 - начало 2013 г.) достаточно полно отражен в ежемесячных выпусках журнала "Вестник Инвентаризатора" и мы не будем рассматривать этот период в данной статье.

Однако ныне ситуация такова, что ФСИ вновь приблизился к переломному съезду.

 

Источник – АНО БТИ

24 Мая 2013