Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Наличие социальной инфраструктуры станет обязательным условием территориального планирования в Московской области

Итоги работы по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации за 2012 год и задачи на 2013-й обсуждены в среду, 20 февраля, в Доме правительства Московской области на заседании коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации с участием членов Совета Федерации и Госдумы, руководителей регионов и муниципалитетов, экспертов. Врио губернатора Московской области Андрей Воробьев подчеркнул особую значимость этой темы для Московской области.

«Подавляющее большинство городов не имеет градостроительных приоритетов. Мы постоянно сталкиваемся с избыточной застройкой, отсутствием общественных пространств, недостаточной транспортной обеспеченностью городских районов и целых городов. Мы должны сформировать новый образ российского города. Человек должен комфортно работать, отдыхать, растить детей, достойно встречать старость», - отметил глава Минрегиона Игорь Слюняев. 

Примеры изменения качества жизненной среды есть – принимавший форум АТЭС Владивосток, олимпийский Сочи, Казань, куда скоро приедут участники Всемирной летней универсиады. Но примеры эти единичны. В целом по стране ситуация далека от идеальной. Заместитель главы Минрегиона Валерий Гаевский напомнил печальную историю города Крымска, который в ночь на 7 июля 2012 года был затоплен паводком. Согласно правилам землепользования и застройки ушедшие под воду территории города не должны были застраивать жилыми кварталами, но застроили, и результат – трагедия. Увы, она мало кого заставила образумиться. Недавно Минрегион отказал в согласовании генерального плана еще одного города. Проект предусматривал строительство жилья ниже уровня плотины, в зоне возможного катастрофического затопления. Мер инженерной защиты при этом не планировали.

С другой стороны, здесь хотя бы проект генплана разработали, пусть и с недостатками. Во многих регионах России и муниципальных образованиях генпланы и схемы территориального планирования составляют ни шатко ни валко, а в некоторых и вовсе не приступали к этой работе. Как сообщил Гаевский, по данным на 1 января 2013 года из 83 документов территориального планирования регионов утвержден 81, из 1818 схем терпланирования районов готовы 94 процента, из 517 генпланов городов – 96 процентов, из 1702 генпланов городских поселений – 83 процента. В каждом четвертом сельском поселении даже подготовку к разработке генплана не начинали. Все схемы и генпланы утверждены только в 14 регионах России и лишь в одном Уральском федеральном округе. В Карачаево-Черкесии, Иркутской, Томской и Оренбургской областях обеспеченность генпланами и схемами ниже 10 процентов. Даже внушение вице-премьера РФ Дмитрия Козака не заставило глав этих регионов работать активнее.

Справедливости ради надо отметить, что у задержки разработок генпланов и схем есть и объективные причины: недостаток бюджетных средств, отсутствие обновленных топографических карт и сведений о границах зон с особыми условиями использования, дефицит специалистов.

Но и бессильно разводить руками нельзя. А то получится, как на границе Краснодарского края и Адыгеи. Два региона должен был соединить мост через реку Лабу. Адыгея свою дорогу и мост построила, но в Краснодарском крае путь преградил лес, в котором, судя по показанному Гаевским снимку со спутника, никаких признаков дорожных работ нет. Потому что краевые власти своего согласия на строительство автотрассы не давали. Почему это выяснилось только после потраченных на строительство моста 600 миллионов рублей из федерального и адыгейского бюджетов – разбирается прокуратура. 

Игорь Слюняев напомнил слова Шарля де Голля: «Из-за неправильной градострои-тельной политики Франция потеряла больше, чем во время Второй мировой войны». И отметил: «Боюсь, что эти слова актуальны и для современной России».

Тем ценнее позиция врио губернатора Московской области Андрея Воробьева: «Тема, которую обсуждают на коллегии Минрегиона, актуальна для всех без исключения регионов России. Но для Московской области она особенно чувствительна. За окном – микрорайон Павшинская пойма, где как раз наблюдается отсутствие грамотного территориального планирования. Нет достаточного количества объектов социальной инфраструктуры, нет экологически чистых парков, скверов, бульваров, о которых мы так часто говорим. А значит – территории для комфортного проживания. К сожалению, пример, который виден из окна, не единственный. Во многих городах жители страдают из-за плотности застройки. Строят 17 и 22-этажные дома, а школы, детсады, парки исчезают или остаются на потом. Это недопустимо. Думаю, до конца 2013 года мы будем иметь полное представление о том, как должен выглядеть современный город. Для начала будем запрещать строить жилые комплексы там, где становится невозможно ни проехать, ни пройти. Решения по местам застройки, плотности будут иметь принципиальный характер. Если строишь дома, то одновременно должен строить все, что делает жизнь комфортной, а не наоборот. Уже сейчас это делаем. Будем стараться исправлять ситуацию и там, где дома уже построены».

Глава региона отметил также, что федеральный парламент рассматривает поправки в законодательство, упрощающие процесс освобождения территорий, прилегающих к автотрассам, для расширения проезжей части. Сейчас это требует много времени и хлопот. А коллапс на дорогах Москвы и Подмосковья стал почти ежедневным явлением. Решить проблему можно только активным строительством новых и модернизацией действующих транспортных артерий. «Расширение вылетных магистралей необходимо. И это понимают как правительства Москвы и Подмосковья, так и федеральный центр. Поэтому такая работа будет идти совершенно точно».

 

Источник - ЕНП

21 Февраля 2013