Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Земельный вопрос - категоричный ответ

Минэкономразвития предлагает ликвидировать традиционную классификацию земель

Эта статья является комментарием к:

[13.10.2011] Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

В распоряжении "РГ" оказался законопроект, который кардинально изменит классификацию земель и упростит земельные отношения в стране. Законопроект подготовлен министерством экономического развития и внесен в правительство. Уже в осеннюю сессию его планируется внести в Госдуму.

Главная новация - отказ от традиционного деления земель на семь категорий, остаются только три особых категории: земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и земли водного фонда. Все, что туда не попадает, останется вне категории и будет классифицироваться по 13 территориальным зонам в зависимости от назначения. Например, жилые зоны, промышленные, сельскохозяйственные и так далее. Для каждой зоны законопроект дает исчерпывающий перечень объектов, которые на ней могут располагаться.

Территориальная зона - это совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид использования, за исключением земельных участков в границах особо охраняемых категорий земель.

Итак, что означает на практике новая земельная конструкция? Кому и как она облегчит жизнь? С этими вопросами "РГ" обратилась к одному из разработчиков законопроекта - директору департамента недвижимости минэкономразвития Андрею Ивакину.

Российская газета:Андрей Иванович, к кому законопроект обращен в первую очередь - гражданам или предпринимателям?

Андрей Ивакин:Граждане редко сталкиваются с необходимостью строительства, а если сталкиваются, то у них, как правило, уже есть участок под застройку. А вот бизнесу довольно часто приходится заниматься оформлением земельных участков. Поэтому для предпринимателей этот законопроект, думаю, окажется очень полезным.

Ивакин:Сейчас есть две процедуры, которые необходимо пройти, чтобы приступить к строительству, - изменение категории земельного участка и вида разрешенного использования. Категорию меняют органы федеральной, региональной или местной власти. Какой именно орган власти, зависит от целого ряда факторов. Определение разрешенного использования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Если, например, федеральный орган изменил категорию, это еще не означает, что орган местного самоуправления изменит разрешенное использование. Мы же предлагаем вместо двух этапов разрешений и согласований оставить один.

РГ:Какой уровень власти будет решать эти вопросы? Территориальные зоны сейчас есть?

Ивакин:Зонирование законом уже предусмотрено, но действует только в тех муниципальных образованиях, где утверждены правила землепользования и застройки. По закону они должны быть утверждены до конца этого года по всей территории страны.

РГ:А реально сколько регионов имеют такие правила землепользования?

Ивакин:Больше половины. Сегодня для изменения разрешенного использования необходимо изменить правила землепользования и застройки в части целой территориальной зоны. Если они не утверждены, то это решение органа местного самоуправления в отношении одного участка.

РГ:Сколько обычно времени занимает оформление этих земель?

Ивакин:Этот вопрос законодательно не урегулирован. Нет сроков изменения категории, нет сроков на изменение разрешенного использования при наличии правил землепользования и застройки.

РГ:В таком случае чиновник может затягивать процесс сколько угодно, вымогая деньги.

Ивакин:Если порядок принятия решений не урегулирован, всегда есть возможность злоупотреблений.

РГ:В новом законе оговариваются сроки?

Ивакин:Нет. Процедура изменения разрешенного использования установлена сегодня в Градостроительном кодексе. Мы ее не изменяли.

РГ:То есть это следующий шаг?

Ивакин:Наверное, да. Задача на данном этапе - отменить категории.

РГ:Насколько станет легче, проще, быстрее после вступления в силу закона перевести, например, зону сельхозназначения в жилую зону?

Ивакин:Сроки сократятся как минимум в два раза, но главное, что процедура станет прозрачнее. Это не означает, что будет приниматься более произвольное решение. Дело в том, что правила землепользования и застройки - это такой документ, который предусматривает комплексную картину в отношении всего муниципального образования. Там указаны зоны жилой застройки, зоны сельскохозяйственного использования, промышленные зоны и т.д.. Это комплексный документ. Это понятный подход к определению использования земли.

Что касается категорий земель и их перевода из одной в другую, сегодня это индивидуальное решение по каждому участку. И абсолютно непонятно, исходя из каких соображений органы власти принимают решение перевести участок или не перевести. Поэтому мы убираем лишнюю процедуру с категориями, но не с разрешенным использованием - она сохраняется, но конструкция становится более прозрачная и понятная.

РГ:Помимо Земельного кодекса законопроект вносит поправки также в Лесной и Водный кодексы. Вы не ожидаете возражений со стороны экологов?

Ивакин:Поправки в Лесной и Водный кодексы носят технический характер, они не изменяют подходы к изменению границ водного и лесного фондов. Сейчас эти процедуры изменения границ содержатся в одном законе, мы их переносим в Лесной и Водный кодексы без изменения содержания.

РГ:Какие прогнозы по срокам принятия закона и по срокам ввода его в действие?

Ивакин:По срокам принятия я не могу прокомментировать. По срокам вступления в силу - он не может вступить в силу до тех пор, пока не будут утверждены правила землепользования и застройки.

Источник - Российская газета

 

 

14 Октября 2011