Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Письмо Минэкономразвития № Д23-1593 от 19.04.11

Вопрос: О проекте приказа Минэкономразвития России, устанавливающем требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка; о лицензировании геодезической деятельности по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляемой в рамках кадастровой деятельности.

Ответ:

Министерство экономического развития Российской Федерации

Письмо

от 19 апреля 2011 г. N Д23-1593

В Минэкономразвития России рассмотрена жалоба по вопросам принятия нормативных правовых актов, регулирующих кадастровую деятельность, и лицензирования геодезической и кадастровой деятельности.

1. По вопросу принятия проекта приказа Минэкономразвития России "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке"

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Проект соответствующего приказа разработан Минэкономразвития России, размещен на официальном сайте Минэкономразвития России. По проекту получены замечания и предложения экспертов, представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров, после доработки приказ будет утвержден, зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.

До вступления указанного приказа в силу применяются Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003), устанавливающие требования к точности определения координат характерных точек границ земельных участков.

Вместе с тем необходимо отметить, что разработка указанного проекта приказа не исключает необходимость принятия технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению геодезической деятельности, разработка которых предусмотрена Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).

2. По вопросу лицензирования геодезической и кадастровой деятельности

В соответствии с Законом о лицензировании кадастровая деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Требования и порядок выдачи квалификационного аттестата кадастрового инженера, а также квалификационные требования, предъявляемые к кадастровым инженерам, определены Законом о кадастре и нормативными правовыми актами, изданными в его развитие.

В соответствии со ст. 31 Закона о кадастре кадастровый инженер вправе самостоятельно выбирать форму организации своей кадастровой деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица.

В Законе о кадастре отсутствует норма, предусматривающая необходимость получения кадастровым инженером лицензии на геодезическую деятельность при наличии квалификационного аттестата кадастрового инженера.

Однако согласно ст. 38 Закона о кадастре при выполнении кадастровых работ в отношении земельных участков определяются координаты характерных точек границ таких земельных участков. При этом согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закон о геодезии) деятельность, связанная с определением координат точек земной поверхности, относится к геодезической деятельности.

Таким образом, нормы Закона о геодезии и Закона о лицензировании являются специальными по отношению к Закону о кадастре в части регулирования деятельности по определению координат характерных точек границ земельных участков, которая осуществляется в рамках кадастровой деятельности.

Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, в законодательство, регулирующее лицензирование геодезической деятельности, необходимо внести изменения в части исключения избыточных требований о необходимости получения лицензии для осуществления кадастровым инженером кадастровых работ, связанных с определением координат характерных точек границ земельных участков.

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 2378-р утверждена Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, в которой предусмотрен переход от лицензирования геодезической деятельности к системе аттестации инженеров-геодезистов и инженеров-гидрографов, которые осуществляют геодезические работы.

Дополнительно по вопросу подготовки ответа на обращение общества с ограниченной ответственностью (Письмо от 12.01.2010 N Д23-12) сообщаем.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральным органом исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Полномочиями по разъяснению и толкованию положений действующего законодательства Минэкономразвития России не наделено. Комментируемое Письмо Минэкономразвития России содержит указание на отсутствие у Минэкономразвития России соответствующих полномочий.

Таким образом, указанное Письмо является ответом на обращение конкретного юридического лица в части осуществления кадастровой деятельности, не носит характер нормативного правового акта, не содержит обязательных правил и, следовательно, не может ограничивать конкуренцию в сфере выполнения кадастровых работ.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

23 Мая 2011