Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Разработка и обсуждение проекта Концепции развития отрасли дистанционного зондирования территории РФ

Согласно решению заседания Комитета ГИС-Ассоциации по рынку получения и использования данных космического зондирования 19.01.11 г. (http://www.gisa.ru/71053.html ) и последующих консультаций с Ассоциацией "Земля из космоса" публикуем для обсуждения первый вариант разработанного Андреем Александровичем Балагуровым проекта Концепции развития отрасли дистанционного зондирования территории Российской Федерации. С точки зрения инициаторов разработки проекта он должен определить перспективы развития отрасли на долгосрочную перспективу и обосновать разработку необходимых законодательных и нормативно-правовых основ получения и использования ДДЗ в РФ.

Проект планируется обсудить на ближайшем совместном заседании Комитета ГИС-Ассоциации по рынку получения и использования данных космического зондирования и Ассоциации "Земля из космоса" 1 марта 2011 г.

Так как разработка документа находится в самой начальной фазе, ГИС-Ассоциация обращается ко всем заинтересованным специалистам с просьбой высказать свои замечания и предложения по представленному проекту к 28.02.11 г.

Персонально мы обращаемся к следующим членам и экспертам Комитета ГИС-Ассоциации по рынку получения и использования данных космического зондирования:

1. Абросимов Алексей Михайлович (НПК «РЕКОД»),
2. Адров Виктор Николаевич (Ракурс);
3. Аковецкий Виктор Геннадьевич (РГУ нефти и газа);
4. Александров Максим Юрьевич (Гео-Альянс);
5. Балагуров Андрей Александрович (Ассоциация "Земля из Космоса");
6. Болсуновский Михаил Александрович (Компания Совзонд);
7. Болтачев Максим Николаевич (Компания Совзонд);
8. Гершензон Владимир Евгеньевич (ИТЦ Скан Экс);
9. Гречищев Александр Владимирович (ИНЦ "Геомониторинг");
10. Доброзраков Анатолий Дмитриевич (ГИС-Ассоциация);
11. Еремеев Константин Александрович (Гео-Надир);
12. Заичко Валерий Александрович (Роскосмос);
13. Ивакин Андрей Иванович (Минэкономразвития России);
14. Ракунов Сергей Владимирович (Компания "Прайм Груп");
15. Лавров Виктор Викторович (Иннотер);
16. Лошкарев Павел Алексеевич (НИИ ТП);
17. Миллер Сергей Адольфович (ГИС-Ассоциация);
18. Севастьянов Николай Николаевич(ОАО «Газпром космические системы»);
19. Кучейко Алексей Анатольевич (ИТЦ Скан Экс)
20. Седельников Владимир Петрович (Госцентр "Природа");
21. Селин Виктор Александрович (ОАО "Российские космические системы");


Проект Концепции развития отрасли дистанционного зондирования территории Российской Федерации

Введение

В настоящий момент доля России на мировом рынке услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) не соответствует потенциальным возможностям отрасли. Национальная орбитальная группировка космических аппаратов ДЗЗ из космоса отсутствует, использование аэрофотосъемки существенно ограничено законодательными барьерами.

Данные дистанционного зондирования не введены должным образом в коммерческий оборот из-за несовершенства правового механизма обеспечения такими данными. Данные высокого разрешения по территории Российской Федерации, получаемые с российских спутников, сегодня поставляются по согласованию с Минобороны России, в то время как аналогичные материалы с иностранных спутников распространяются без ограничений.

В результате российские потребители подобных данных вынуждены обращаться к зарубежным компаниям, а аэрофотосъемка в России в настоящий момент практически не развита.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы в формировании отрасли дистанционного зондирования Российской Федерации.

I. Проблемы отрасли дистанционного зондирования территории Российской Федерации

Данные ДЗЗ повсеместно применяются во всем мире, являются ядром карт, схем, анализов, прогнозов, разработок и проч. Данные используются министерствами и ведомствами, позволяют предотвращать чрезвычайные ситуации, помогают искать полезные ископаемые и находить нарушения законодательства, в том числе в сфере безопасности государства.

Однако, с точки зрения законодательного регулирования в Российской Федерации, отрасль дистанционного зондирования не является отдельной отраслью права. В отрасли отсутствует отдельное ведомство, имеющее полномочия в нормативно-правовом регулировании, различные отрасли и подотрасли права (гражданское, административное, защита государственной тайны, картография и прочие подобные) затрагивают отрасль ДЗЗ и устанавливают обязательные для исполнения нормативы.

При этом в каждой из отраслей и подотраслей существуют «белые пятна» в законодательстве либо противоречия с нормативными актами из других отраслей.

От способности Российской Федерации осуществлять дистанционное зондирование зависят жизненно важные интересы государства в области национальной безопасности, внешней политики, экономики и общества. Гражданские системы дистанционного зондирования обеспечивают проведение научных исследований по изменениям, происходящим на локальном, региональном и глобальном уровнях, поддерживают предоставление услуг и данных в области метеорологии, исследований климата и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также для планирования сельского хозяйства, транспорта и инфраструктуры.

Надежная коммерческая индустрия дистанционного зондирования может усиливать и потенциально заменять некоторые государственные системы и средства, функционирующие в данной области, а также вносить свой вклад в выполнение соответствующих задач в сфере обороны, разведывательной и внешнеполитической деятельности, обеспечении национальной безопасности, выполнении гражданских задач, а также обеспечении конкурентных позиций Российской Федерации в экономике. Неуклонное развитие и совершенствование коммерческих систем и средств дистанционного зондирования имеет существенное значение для обеспечения преимуществ Российской Федерации в области сбора информации. Создание собственной надежной коммерческой индустрии дистанционного зондирования напрямую связано с укреплением конкурентных позиций России на международном уровне.

II. Цели развития отрасли дистанционного зондирования территории Российской Федерации

Основной целью создания и развития отрасли дистанционного зондирования территории Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих введение в хозяйственный оборот данных дистанционного зондирования, развитие свободного рынка и конкуренции в дистанционном зондировании, развитие отечественных средств дистанционного зондирования.
Для достижения указанной цели необходимо:

• выделить дистанционное зондирование земной поверхности в отдельную отрасль права и экономики, передать полномочия по нормативно-правовому регулированию отрасли отдельному государственному ведомству;
• установить (в той степени, в какой это представляется практически возможным) приоритет использования национальных систем и средств для обеспечения потребностей в области дистанционного зондирования, связанных с решением военных, разведывательных и внешнеполитических задач, а также задач в гражданской области;
• разработать соответствующую нормативно-правовую базу по введению в свободный хозяйственный оборот средств дистанционного зондирования земной поверхности, а также результатов деятельности ДЗЗ;
• обеспечить конкуренцию в национальной индустрии дистанционного зондирования путем предоставления равных прав участникам отрасли ДЗЗ.

III. Принципы развития отрасли дистанционного зондирования территории Российской Федерации

Для обеспечения целей данной Концепции на законодательном уровне должно поощряться создание российскими компаниями коммерческих систем дистанционного зондирования, чьи эксплуатационные возможности, продукты и услуги превосходили бы любые действующие или проектируемые иностранные коммерческие системы дистанционного зондирования.

Основные принципы деятельности отрасли дистанционного зондирования:

- открытости и общедоступности принятия решений органов государственной власти, регулирующих отрасль ДЗЗ;
- недопустимости установления режима секретности на данные дистанционного зондирования земной поверхности и иных средств защиты и контроля, кроме установления особых периодов (ЧС, военное положение и проч. подобные) и установления индивидуальных мер контроля и защиты;
- установление права доступа всех заинтересованных пользователей к данным дистанционного зондирования земной поверхности в целях обеспечения безопасности граждан, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и прочих подобных;
- содействия охране природной среды Земли посредством предоставления информации государственным органам пользователями, осуществляющим дистанционное зондирование земной поверхности, если в их распоряжении имеется информация, способная предотвратить любое вредное для природной среды явление;
- соблюдения международных обязательств государства, принятых на себя в сфере дистанционного зондирования земной поверхности.

На индивидуальной основе Российская Федерация вправе применять дополнительные меры контроля и защиты в отношении коммерческих систем и средств дистанционного зондирования, действие которых будет являться обязательным при использовании указанных систем и средств.


Данные меры контроля и защиты включают (но не ограничиваются):

1) создание исключительных условий использования органами государственной власти Российской Федерации коммерческих систем дистанционного зондирования в определенные периоды (чрезвычайные ситуации, военное положение);
2) обеспечение необходимого уровня защиты спутников, наземных станций приема и каналов передачи данных для того, чтобы органы государственной власти Российской Федерации могли безопасно использовать указанные системы.

IV. Организационная структура

В качестве координирующего государственного органа в сфере деятельности по дистанционному зондированию Земли предполагается сформировать специальный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю в сфере получения, использования и распространения данных ДЗЗ.

Источник -
www.gisa.ru

24 Февраля 2011