Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

В Государственную Думу внесен проект Федерального закона, призванный обеспечить единообразие применения законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Автором законопроекта № 512064-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" выступил председатель Комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд. Вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд регламентированы ЗК РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К полномочиям субъектов РФ относится изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ (ст. 10 ЗК РФ).

При этом нормы действующего федерального законодательства РФ не в полной мере регламентируют порядок изъятия земельных участков.

Федеральное законодательство не предусматривает случаев, в которых изъятию подлежит не весь земельный участок, а только его часть.

На практике имеют место случаи, когда для государственных или муниципальных нужд необходимо изъять не весь земельный участок, а его часть. В этом случае необходимо произвести раздел соответствующего земельного участка с образованием новых земельных участков, после чего изъятию подлежат один или несколько вновь образованных участков.

Изъятие части земельного участка предусматривает выполнение кадастровых работ, связанных с формированием новых земельных участков, осуществлением государственного кадастрового учета, и государственную регистрацию прав.

В соответствии с нормами ГК РФ и ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее — ФЗ № 221-ФЗ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (в том числе, земельные участки), их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации после осуществления государственного кадастрового учета. Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, для получения разрешения на строительство представляется, в том числе, правоустанавливающий документ на земельный участок и градостроительный план земельного участка.

Однако в настоящее время отсутствует правовая регламентация порядка образования путем раздела земельных участков в случае необходимости изъятия только части земельного участка. Не определен орган государственной власти (или иное лицо), уполномоченный инициировать процедуру раздела земельного участка, государственного кадастрового учета земельного участка, подлежащего изъятию, государственной регистрации права собственности на образованный в результате раздела земельный участок и прекращения прав иных лиц на подлежащий изъятию земельный участок.

С учетом изложенного, в данном законопроекте предлагается внести в отдельные положения ЗК РФ (статьи 49, 55), устанавливающие случаи и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, изменения, распространив их действие на выкуп части земельного участка.

Автор законопроекта подчеркивает, что предлагаемые изменения законодательства не противоречат нормам ФЗ № 221-ФЗ. Так, в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 7 ФЗ № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения, в частности, сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.

Согласно п. 2 ст.20 ФЗ № 221-ФЗ, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 ФЗ № 221-ФЗ (далее — учет части объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено ФЗ № 221-ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ для осуществления такого учета документов (ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ). Согласно п. 11 ст.25 ФЗ № 221-ФЗ, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Как следует из ст.49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением перечисленных в кодексе объектов государственного или муниципального значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Законопроектом предполагается уточнить правовую норму статьи 49 Земельного кодекса РФ в части изъятия земельных участков для государственных нужд для размещения автомобильных дорог, предусмотрев возможность размещения также объектов городской транспортной инфраструктуры, в частности, площадей, улиц, проездов, набережных, бульваров.

Статья 11.24 3К РФ предусматривает порядок и случаи раздела земельных участков.

Учитывая необходимость осуществления раздела земельного участка в случае принятия решения об изъятии части земельного участка для государственных или муниципальных нужд, законопроект предусматривает возможность образования земельного участка по решению и за счет органов государственной власти и местного самоуправления путем дополнения статьи 11.4 ЗК РФ пунктом 5.1.

Статьей 27 ФЗ № 221-ФЗ предусматривается, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельного участка.

В целях исключения ситуации невозможности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, в отношении части которого принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, данным законопроектом предполагается внесение дополнений. Так, согласно предлагаемой законопроектом редакции пункта 2 части 3 статьи 27 ФЗ № 221-ФЗ, отказ в постановке на государственный кадастровый учет не допускается, если земельный участок образуется в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Одновременно в рамках данного законопроекта предполагается дополнить статью 11.9 ЗК РФ пунктом, предусматривающим возможность образования земельных участков, размер которых менее предельных (минимальных) размеров в случае, если решение об их образовании приняты с целью последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Также отмечается, что в ГК РФ предусмотрен общий порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (статьями 279 -282). В соответствии с п. 2 ст. 279 ГК РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует соответствующий нормативно-правовой акт федерального значения, определяющий указанный порядок и уполномоченные органы исполнительной власти.

Таким образом, представляется необходимым внести изменения в ЗК РФ в части уточнения порядка изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, в том числе в случае необходимости изъятия только части земельного участка, отмечает автор законопроекта.

Источник -
fsir.ru

14 Марта 2011