Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Отчет о пресс-конференции С. Сапельникова (Росреестр) на тему электронных услуг ведомства

1 февраля в Москве состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Росреестра С. Сапельникова на тему «Электронные услуги Росреестра - первые результаты и перспективы на будущее».

По словам Сергея Сапельникова, на данный момент его ведомство предоставляет базовые услуги по регистрации прав и постановке недвижимости на государственный учет, а также выдаче информации из ГКН, по которым в 2010 г. реализован полный цикл услуг в электронной форме по всей стране. Выдано около 700 тыс. электронных выписок, содержащих информацию о координатах земельных участков, стоимости, некоторые данные о владельцах, кадастровые планы территорий и т.д., что составляет порядка 1% от общего количества выданных выписок. Сейчас в большинстве случаев эти операции проводятся только по земельным участкам, но в будущем Росреестр будет выдавать информацию и по объектам капитального строительства.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выдает в год более 100 млн выписок из государственного реестра прав собственности на объекты недвижимости, которые необходимы при практически любой операции с землей. С 1 января 2011 г. законодательными органами установлена возможность получать такую выписку в электронной форме. С 17 января Росреестр приступил к реализации этой программы в шести пилотных регионах РФ (Москва, Московская область, Татарстан, Краснодарский край, Тверская и Оренбургская области), в которых услугой уже воспользовались более 1000 заявителей. До 7 февраля Росреестр планирует подключить к проекту еще 12 регионов, а с марта приступить к массовому подключению сервиса на всей территории страны. С. Сапельников считает, что к 1 мая ведомству удастся завершить этот процесс.

Сейчас законодательно запрещена подача заявлений на регистрацию прав в электронной форме. Заместитель руководителя Росреестра объяснил это ветхостью многих наших, еще советских, правоустанавливающих документов, перевести которые в электронный вид довольно проблематично и небезопасно с точки зрения защиты данных. Для того чтобы электронный документ имел юридическую силу, его недостаточно просто отсканировать и представить в форме, понятной человеческому глазу, но необходимо снабдить электронной цифровой подписью (машинно-читаемая форма). Именно такой документ является основой электронного правительства и должен приниматься всеми государственными органами Российской Федерации. Перевод из бумажного вида именно в такой необходимый органам власти машинно-читаемый вид – это очень объемный труд, который требует большого количества времени. Сейчас запущен проект по переносу документов из архивов БТИ в электронный вид, в этом процессе одновременно может быть задействовано до 1500 сотрудников. Чтобы реально оцифровать все архивные документы, по словам С. Сапельникова, уйдет порядка 10 лет. «Но это нужно делать, потому что бумага нам не нужна», - констатировал он.

Росреестр работает в этом направлении и уже сейчас позволил крупным правообладателям и риэлторам использовать процедуру предварительной подготовки данных и формировать свои запросы в электронном виде, но дальше сотрудники ведомства «вынуждены ждать, когда нам принесут оригиналы документов». Тем не менее, подобная «полумера» позволила обработать в 2010 г. 70 тыс. заявлений такого рода. Сергей Сапельников выразил надежду, что законодатель примет необходимые поправки и позволит в ближайшем будущем проводить такую сложную операцию и в электронной форме. Для этого необходимо внести изменения также и в закон о нотариате, для того чтобы нотариусы могли переводить тот или иной бумажный документ в электронную форму, заверять и пересылать в Росреестр. В данный момент законодательство не предусматривает такой возможности. По словам С. Сапельникова, этим должен заниматься Минюст, и «эти процессы там уже идут».

На сайте Росреестра размещено 36 публичных кадастровых карт регионов России, в которых представлено все содержимое ГКН в заданном Минэкономразвития объеме, а именно кадастровая стоимость, номера земельного участка, назначение, площадь и контуры, нанесенные на цифровую карту-основу. Процесс трудоемкий, потому что сотрудникам ведомства приходится пересчитывать координаты земельных участков, так как во многих регионах были использованы условные системы координат. На данный подсчитано учтено около 33 млн земельных участков, в 2011 г. Росреестр планирует опубликовать публичные кадастровые карты еще 35 субъектов федерации, а в 2012-м покрыть всю территорию страны (40-50 млн земельных участков).

Одним из основных разделов концепции создания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было создание Единой федеральной информационной системы, который объединил бы и ГКН, и реестр прав, и фонд данных Роскартографии. Стратегия заключалась в создании функциональной системы, направленной, прежде всего, на заявителя. Среди прочих в эту систему входит программное обеспечение по приему заявлений всех типов в электронном виде, которое Росреестр планирует внедрить на всей территории РФ.

Приложение ПК ПВД создавалось отечественными разработчиками, оно позволяет в асинхронном режиме принимать заявления и направлять их в Единый центр. В данный момент внедрено в 33 регионах Российской Федерации, и уже в феврале выйдет приказ Росреестра об использовании ПК ПВД повсеместно. С. Сапельников выразил надежду в том, что летом 2011 г. на базе данного ПО будет запущен процесс создания федерального информационного ресурса, который позволит пользователям совершать все операции гораздо быстрее. Пока же весь процесс приема и обработки заявлений проходит через территориальные органы Росреестра. Единая федеральная информационная система существенно сократит сроки предоставления услуг и разгрузит региональные управления ведомства.
Также Сергей Сапельников рассказал о создании call-центра Росреестра на базе Управления по Курской области для тех граждан, которые не имеют возможности пользоваться Интернетом. Такой центр будет проводить консультации и предоставлять услуги по телефону или почте сразу в нескольких федеральных округах РФ. В мае 2011 г. он может быть запущен. Для того чтобы обеспечить работу такого центра по всей стране необходимо около 1100 операторов.

Среди законодательных инициатив Росреестра С. Сапельников выделил находящийся на рассмотрении Госдумы законопроект, вносящий поправки в ГКН. Вносимые поправки, в частности, позволят подавать заявления в электронной форме на изменение свойств земельного участка, что сейчас запрещено и сопровождается «вызовом человека в офис». Готовятся и изменения в реестр прав, которые существенно расширят объем выдаваемой информации, например можно будет получить историю возникновения и перехода прав и других действий, совершенных с земельным участком. Даже если этот участок находится в другом регионе. Раньше приходилось ездить в этот регион и получать выписку.

По словам С. Сапельникова, Росреестр надеется, что в этих масштабных планах ведомству очень поможет профессиональное сообщество кадастровых инженеров, которое, в идеале, будет осуществлять свою деятельность только в электронном виде.

Источник - ГИС-Ассоциация

2 Февраля 2011