Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Право на выкуп земельного участка у арендатора возникает с момента вступления в силу договора аренды

Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 25 мая 2010 года N Д23-1914 даны разъяснения по вопросу о порядке выкупа находящихся в государственной собственности земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства.

В письме поясняется, что согласно п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.

При этом, порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется ст. 38.2 Земельного кодекса.

Также в соответствии с положениями ст. 38.2 Земельного кодекса одним из обязательных условий проведения аукциона, указываемых в извещении о проведении аукциона, является цена выкупа земельных участков, указанных в п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства.

Вместе с тем, Земельным кодексом не установлен порядок определения цены выкупа указанных земельных участков.

Кроме того, в письме сказано: "Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

На основании изложенного, по мнению Департамента, целесообразно устанавливать цену выкупа арендатором земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с Законом об оценочной деятельности.

В отношении выкупа земельных участков необходимо отметить, что согласно п. 8 ст. 22 Земельного кодекса при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 Земельного кодекса.

С учетом того, что арендованный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть выставлен на торги (ст. ст. 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса), преимущественное право арендатора земельного участка на его покупку фактически является исключительным правом и может быть реализовано в порядке, предусмотренном заключенным договором аренды. В случае отсутствия в договоре аренды положений о цене продажи земельного участка арендатору земельный участок подлежит продаже на общих основаниях, то есть по рыночной цене.

Право на выкуп земельного участка у арендатора возникает с момента вступления в силу договора аренды, если договором аренды не предусмотрено иное. При этом наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о продаже данного земельного участка в данном случае не требуется".

Источник: Земельный портал Зем.ру

30 Июля 2010