Телефон горячей линии:
+7 (495) 780-17-86

Об оформлении прав собственности на земельные участки, расположенные под торговыми киосками

Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 22 июня 2010 года N Д05-1991 даны разъяснения по вопросу об отсутствии оснований для оформления права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены торговые киоски.

В частности, для информации в письме поясняется, что в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, в письме сказано: "Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, торговый киоск не относится к объектам недвижимости.

Учитывая изложенное, правила ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации о приобретении гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, в данном случае неприменимы.

В соответствии со ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (предоставление земельного участка (для строительства) и ст. 34 названного Кодекса (для целей, не связанных со строительством).

В случае если гражданин считает, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены его права и свободы, то он вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" одним из предметов надзора прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Таким образом, лицо, считающее, что его права и законные интересы нарушены в результате издания ненормативного правового акта, решением или действиями (бездействием) указанных субъектов, вправе подать заявление в прокуратуру (что не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд) ".

Источник: Земельный портал Зем.ру

11 Августа 2010